Бензиновый шмель советского туриста

Горелка туристическая – полезное изобретение, значительно облегчающее жизнь туриста. Ее «прародитель» — обычный бытовой примус, который был сделан в 1892 г. в Швеции Францем Линдквистом. Позже изобретатель стал основателем одноименного концерна, а слово «примус» стало обозначать всю категорию компактных бесфитильных устройств для приготовления пищи, работающих на керосине и других видах топлива.

В России этот бытовой прибор популярен с 20-х годов XX века. В середине века, когда из повседневного обихода он был постепенно вытеснен газовыми и электрическими плитами, его взяли на вооружение туристы. Появились специальные модели известные как примус туристический.

Большинство путешественников оценили преимущества горелки для похода, хотя до сих пор находятся люди, которые предпочитают готовить на костре.

Надеюсь, что приведенные мною ниже аргументы убедят вас в необходимости туристического примуса, ведь он не только удобен и экономит время, но и бережет окружающую среду.

Горелка туристическая: преимущества

  • Горелка походная в 2 раза уменьшает время необходимое на организацию завтрака, обеда, ужина. Костер требует сбора дров и розжига, что особенно усложняется плохими погодными условиями, отсутствием сушин (из-за большого количества туристов или молодости леса);
  • В походах по безлесной зоне (например, горных, по тундре) горелка туристическая – это единственная возможность приготовить горячую пищу;
  • Туристический примус выручает также, если маршрут проходит через заповедники, национальные парки и прочие места, где нельзя жечь костры;
  • Любое новое кострище это вред природе, например, в тундре оно зарастает в течение пары сотен лет, в средней полосе – 2-3 года. Горелка походная бережёт природу;
  • В отличии от горелки, костер это не только тепло и огонь, но и сильный запах гари и дыма, которым пропитываются все вещи. Чем длиннее поход, тем сильнее вонь, которая особенно досаждает окружающим, если возвращение из похода происходит поездом или автобусом.

Примус туристический: виды и их эволюция

В советские времена горелка походная была представлена несколькими видами, с каждым из которых мне пришлось иметь дело.

Виды советских походных горелок:

  • Насосного типа (давление в топливном баке подкачивается насосом);
  • Безнасосного типа (давление поднимается за счет нагрева);
  • Инфракрасные.

Горелки для походов насосного типа представлены целым семейством «Шмелей»: от 1 до 4 номера.

«Шмель-1», копия австрийского «Phoebus 625». Один из самых первых советских примусов туристических, он отличался надежностью, но был при этом очень громоздким.

«Шмель-2» – его более миниатюрная копия с установленной ветрозащитой, которая дожила до наших дней. Дальнейшее улучшение конструкции советскими инженерами не пошло «Шмелю» на пользу.

«Шмель-3» –это спаренный шмель-2 с двумя горелками под большой овальный котелок-вставку, он не прижился в туризме из-за своих размеров и веса.

«Шмель-4» – хоть и отличался от всех предыдущих своих собратьев современным дизайном, был невзлюблен туристами из-за проблем с подачей топлива. Клапан шарикового типа, который регулировал подачу топлива и ранее был игольчатым, все время залипал в форсунке.

Для того, чтобы разжечь такой примус туристический надо было накачать давление насосом (примерно 20 «качков»), на специальную разогревочную тарелочку под головкой примуса положить кусочки сухого горючего (сухого спирта). В течение минуты оно горит, прогревая топливную систему и на последних языках пламени, прилагающимся ключом, необходимо было плавно открыть клапан подачи топлива. Заранее прогретый примус, без копоти, начинал свою работу, шумя как одноименное насекомое.

Плохо прогретый «Шмель» горел факелом, а не голубой розочкой, как это должно было быть. В этом случае бензин плохо прогорал и засорял гарью топливную систему походной горелки. Недавно я провел эксперимент по розжигу примуса «Шмель 2», который был выпущен в 1984 г. Он удался!

Горелки для похода безнасосного типа представлены примусами «Огонек» и «Туристский».

«Огонек» — копия немецкого «Juwel 84». Преимущества – миниатюрность размера и веса (размер с кружку), простота конструкции, т.к. нет насоса, который все-время ломается. В советские времена примус туристический «Огонек» называли мечтой туриста.

«Туристский». Маленький чемоданчик, который сам раскладывается, также «слизан» отечественной промышленностью с иностранных образцов – на этот раз шведского «Optimus 8r hunter». Главные его достоинства — компактность и устойчивость.

Обе эти горелки туристические разогревались гораздо дольше, чем «Шмели» из-за отсутствия насоса.

Полезные статьи:

Инфракрасный примус туристический (нагреватель) «Эверест». Появился в продаже позже, чем описанные выше модели. Где-то в конце 80-х. Хоть и работал на бензине, но открытого пламени не имел. Вместо форсунки — радиатор, который до красна разгорался. Главный его недостаток – габариты и вес (более 2-х килограммов). Сегодня выпускаются современные обогреватели печи солярогаз, которые используются вместо железной печи в зимних походах, на них также готовят пищу.

В настоящее время некоторые советские модели до сих пор выпускаются. Так, горелка туристическая «Шмель-2» известна сегодня под именем «Дастан» и производится в Киргизии. Украинский производитель «Мотор Ciч» творчески переработал несколько советских моделей и создал на их базе собственные: «Мотор Ciч ПТ-2», «Мотор Ciч ПТ-3», «Мотор Ciч ОИБ-2С» (инфракрасный обогреватель).

Удивляют эти чудеса постсоветской технологической мысли своим немалым весом — от 1,5 до 2,5 кг. И отнюдь не копеечной ценой от 1400 до 2500 руб. Выглядят они также непритязательно, как и их пращуры – советские горелки туристические. Подробнее о них и других современных бензиновых горелках можно прочитать в отдельной статье.

Читайте также:  Балаяж на рыжие волосы в домашних условиях

Современные виды походной горелки

С наступлением рыночной экономики в России появились современные модели различных горелок для похода ведущих западных производителей, а потом и их азиатских конкурентов. В отличие от советских примусов, зарубежные ноу-хау работают как на бензине, так и на других видах топлива.

Виды современных походных горелок:

  • Газовые горелки (работают от газового баллона);
  • Жидкотопливные горелки (работают на бензине, керосине, солярке);
  • Мультитопливные горелки (работают и от газа и от жидкого топлива).

В числе ведущих производителей можно назвать шведскую компанию Primus, корейскую Kovea, французскую ADG, американскую MSR и целый ряд других, в т.ч. и китайских.

Отличается их продукция не только эргономичной и удобной конструкцией, но и небольшим весом от 77 до 1,200 гр., а также широким разбросом цен – от 500 руб. до 10 000.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что каждый современный турист сегодня имеет возможность выбрать для себя либо традиционный примус туристический, наподобие тех, с которыми ходили в походы еще наши мамы и папы (и даже бабушки и дедушки), либо современные конструкции горелок для похода. Но, чтобы вы не выбрали — любая горелка это гораздо лучше, чем ее отсутствие.

Дмитрий Рюмкин специально для Заброска.рф

« — А мы примуса не держим. Зачем? Мы ходим обедать в вегетарианскую столовую…»

Недавно прибираясь в своём сарае, брательник откопал старый отцовский туристический «примус».

А, так как в вегетарианскую столовую мы не ходим, а из нас двоих я один по молодости имел неосторожность публично именовать себя туристом, то мне этот артефакт и был торжественно вручен безо всяких возражений (там еще гантели, велосипед, санки детские, … – чуть удрал).

Так досталась мне легендарная советская бензиновая горелка «Шмель-2».

Легендарная, потому как среди самых разных горелок на протяжении многих лет являвшихся обязательным спутником очень многих любителей природы (туристов, охотников, рыболовов, альпинистов, натуралистов и пр.), а также людей тесно с ней связанных в силу обстоятельств или по роду деятельности, второй Шмель заслуженно считается одним из самых конструктивно удачных решений, в том числе среди самих Шмелей (кроме «второго» и, разумеется, «первого», есть еще и Шмель-3, и Шмель-4).

Конечно, есть и другие горелки, удачные, популярные, и хорошие наверное, но не о них сейчас речь. Я их знать не знаю, и в сарае мы их не откапывали 🙂

Шмелю посвящены целые сайты или разделы на туристических или охотничьих ресурсах, без упоминания иных аналогичных приспособлений (то есть Шмель и все, — другого нет). В сети куча ностальгических воспоминаний и выражений благодарности этому прибору от людей бывалых и знающих толк. А это о чем-то да говорит.

Впрочем, есть и другая сторона…

Тот же интернет пестрит видео-роликами и заголовками:

— кто, как, где, когда пытался привести этот (обычно уже как в моем случае бывший в употреблении) прибор в чувства;

— кто сколько дней и ночей потратил на ремонт;

— кто, как искал или сам мастерил экзотические и неповторимые детали и прокладки;

— кто, какими стараниями, каким топливом, и под какой бубен свой «примус» в первый раз разогревал-разжигал…, и кто, на каком этапе в итоге на все это дело плюнул…

А если (то еще интереснее и далеко не редко) довел-таки процесс до логического завершения, то как и что, воспламенил, пожег, прожег, взорвал, погорел сам.… Удивил, порадовал, осчастливил тем друзей, жену, пса, кота, соседа.… Спалил до кучи одежду, снаряжение, палатку, лодку, дом, лес, деревню, город…. (нужное и там и там подчеркнуть)

И еще о легендарности:

Когда я начал консультироваться по техническим вопросам ремонта «примуса» у своих парней в цеху (дабы не пополнять и без того богатый список погорельцев), то выяснилось, что ни один из наших мастеров-механиков восьмидесятых-девяностых годов рождения даже не знает о чем идет речь. Т.е. такого слова молодежь просто не слышала.

Какой я оказывается уже мамонт…

А может не в том дело? Ведь за все последние годы ни печка походная, ни горелка какая, лично мне, например (как видимо и им), ни разу в принципе не понадобилась. Ни бензиновая, ни керосиновая, ни (даже казалось бы вездесущая уже) китай-газовая. Как-то мы все больше по-пещерному, по-простому, — костерком, да нодейкой обходимся. Хотя, говорят, это до поры, — до первой горы безлесной, поля, льда бескрайнего, где мне еще бока подмораживать не приходилось.

Но вернемся к прибору.

Внешний вид и состояние при первичном осмотре, — вполне даже ничего.

Отражатель (рассекатель) и колпачок под ним на месте.

Читайте также:  Белка своими руками из ткани

Ниппель (жиклер) тоже в наличии. Чистый. На месте ли игла, — не проверил, не успел, но дойдут еще руки, дойдут.

Корпус не битый, не ржавый, ветрозащита, держатели, — все как положено и закопчЁно для порядка.

Даже паспорт есть (с отметкой о продаже: огонь-то мне Олимпийский достался. )

Насос качков так за двести смог, дал-таки давление, а регулировочный кран (даже съемная рукоять в комплекте), — шипение (впрочем не долгое). Значит внутри, хочется верить, не все безнадежно.

Пациент произвел впечатление вполне жизнеспособного, а значит, есть шанс повторить пройденный уже многими путь по восстановлению работоспособности с минимальными потерями (мечты, мечты 🙂 ).

в работе пашет как ракета на старте

— «Duck 1963 hunter».

Первый — они очень чувствительны к чистоте топлива. Бензин с "песком и илом" станет большой проблемой, по причине засорения дросселя — маленького отверстия, через которое бензин поступает на парогенератор. Засорение этого отверстия мгновенно портит радужную картину приготовления еды и вызывает необходимость прочистки.

70×70 см. В эту штуку можно закутать примус с котелком (защита от ветра, экономия тепла, быстрее закипит), на ней удобно разбирать примус для заправки. "Огонек" не любит воды в бачке, так что воронку в снег класть не надо. Когда вода капает на горелку — тоже плохо, котелок на снег лучше не ставить. Если плоскогубцы остались дома, крышку на бачке изо всех сил лучше не закручивать. Может, стоит припаять твердым припоем к крышке барашек? Не проверял.

Откручивать крышку тоже надо аккуратно а вдруг там избыточное давление осталось. Неизвестную жидкость из непонятной канистры лучше не наливать не всё то бензин, что нефтью воняет. Кстати: на заправке в пластиковую тару могут и не налить! В ремнабор неплохо взять тонкую нихромовую проволочку (для прочистки горелки), кусок резины на прокладку, каплю теплостойкого клея (в инструкции пишут "бакелитовый лак" думаю, эпоксидка тоже сойдет). А самый радикальный выход — купить газовую горелку. Мороки таки меньше. И бензиновый кризис не страшен».

примус-клон «Огонёк» (слева)

Что касается "Juwel 34", то меня просто поразили его размеры. Он выглядит как игрушка для детей. Проверил, когда у него срабатывает клапан. Оказалось, что как и на "Optimus" -10 атмосфер. Думаю, что это стандарт, раз уж разные заводы в разных странах устанавливают клапана на срабатывание при одинаковом давлении. Читал на других сайтах, что мол не более 2-3 атмосфер, якобы при большем давлении должен взрываться бачок».

Вот описание, которое есть по бензиновой горелке «Svea»: (англ. сленг) – «шведка». Культовая горелка альпинистского сообщества. Эта горелка широко используется альпинистами всего мира! Ни одна горелка не испытывалась в походных условиях столько, сколько горелка OPTIMUS SVEA. Она получила популярность благодаря сохранению эксплуатационных свойств на серьезных высотах. Идеально подходит для путешествия в одиночку (и парами), приготовления пищи везде, где маленький вес оборудования имеет значение.

в боевой готовности

Вообще фирма Optimus к любой бензиновой горелке без насоса, предлагала при необходимости возможность внешнего насоса за дополнительную плату. Есть конечно некоторые отличия между двумя этими горелками. Например трубка соединяющая бачёк и горелку у них разного диаметра, у Optimus она толще. Завинчивающаяся пробка для бачка у них разная, что не даёт возможности в нашем советском примусе подключения буржуйского насоса. Поменять же эти пробки не представляется возможным, так как резьба на бачках тоже разная.

Для нас все-таки особый интерес представляют примуса в СССР и России. Большое спасибо за эту информацию Антону Коротаеву. Вот, что он написал по примусу «Шмель»: « о Шмелях могу написать очень подробно. (Через мои руки прошло не менее 100 таких примусов). В природе известно четыре модели примусов “Шмель”. (Шмель-1, Шмель-2, Шмель-3, Шмель-4). Первая модель — Шмель-1 была содрана, как и многое в нашей стране, с буржуйской модели неизвестного мне названия. Поскольку он наиболее близок к оригиналу, то и по надежности оказался наиболее приличным. До сих пор встречаются работающие экземпляры. Примус имел стальной бачок емкостью 0,7 л. с закругленным верхом и подставками под посуду, согнутыми из прутка. Насос примуса имел конструкцию, позволяющую вытаскивать поршень на работающем примусе. Имелся предохранительный клапан пружинного типа, который принципиально не менялся по конструкции и размерам на всех последующих моделях.

В полном боевом комплекте.

и его составляющие

Важнее примусов в походе бывают иногда различные предметы, однако только абсолютный "чайник" может думать, что он легко "проживет на дровах" весь свой поход. Ответственно заявляю, что выжить без примуса намного сложнее и тяжелее, в том числе и в грузовом смысле, нежели с ним. Так что, даже не пробуйте. Плюс ко всему, жизнь без примуса лишит вас большей части маленьких удовольствий, отсутствие которых непременно скажется на политико-моральном состоянии группы, в особенности, если старые горные . будут вспоминать ". минувшие дни и. " что в свое время жевали они. На голодный желудок, сидя у заливаемого дождем костра из принесенных наверх, в безлесную зону, и кончающихся на середине приготовления ужина дров, можно оценить комфорт, который обеспечивает едва ли не самое великое изобретение человечества — примус. Кстати, ситуация, описанная выше — чисто гипотетическая. Во всяком случае, в это хочется верить. Потому что примус — это святое. Можно забыть дома штаны, или даже ботинки (бывали случаи), но примус — это забота всего народа (и его тоже забывали). Равно как и бензин к нему. Потому, что жрать хотят все, а в горах принятие пищи, после акклиматизации, естественно, представляет собой ураган, сметающий продукты и пугающий завхоза неуправляемостью причин и врача непредсказуемостью последствий.

Читайте также:  Балаяж дома самой себе на средний волос

Своими замечаниями по шмелям делится Александр Пуриков: « из Шмелей самая удачная, на мой взгляд, конструкция — это головка от второго, привернутая на бачок от четвертого. У Шмель-4 главный недостаток — постоянное залипание шарикового клапана. Особенно проявляется на новых, которые сейчас продаются — там, видимо, где-то на чем-то сэкономили. У Шмель-2, как было отмечено, неудобная ветрозащита — тяжело снимается, бачок хуже сделан, зато клапан конусный, не залипает в принципе. И еще. Как показал опыт, не хочешь в походе проблем — ставь новую резину, или по крайней мере имей по нулевому комплекту на примус в ремнаборе. По поводу разведения спиртом-бензином — мне кажется, что бензин портит примус из-за образования плохо проводящей тепло "шубы" на головке и последующего перегрева этой самой головки. В походы таскаю сухой спирт — полтаблетки на примус на раз. В сложных случаях (ветер и т.д.) добавляю чуть-чуть обычного жидкого (т.е. этилового) спирта — такая смесь горит устойчивее, чем ее компоненты по отдельности.

Примус "Шмель-4" состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 15, предохранительный клапан 2, горелка 3 через прокладку штуцера 14. Схема примуса "Шмель-4". В горелку ввинчен ниппель 5, закрывающий конус 4. Этот конус перекрывает в нижнем положении отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 12 с помощью ключа управления 13. Уплотнение шпинделя 12 поджимается гайкой 11. В раструбе горелки находятся колпачок 8 и отражатель 7. На горелку надет ветрозащитный кожух 9. Насос 15 имеет шток с шайбами 16 и резиновым кольцом 11. К торцу насоса привернут обратный клапан 10.

Наш примус "Шмель-1" был скопирован с бензиновой горелки "Phoebus 625" австрийского производства, выпущеного примерно в 50-х годах. В отличие от двух первых моделей имеет встроенный насос. Мощность "Phoebus 625" -2,5 кВт. Коротко: Примус "Шмель-1" скопирован с бензиновой горелки австрийского производства. Мощность 2,5 кВт. Наш примус "Шмель-1" за рубежом тоже почти неизвестен. Видимо потому, что раньше они за рубеж не поставлялись, а к моменту развала страны, модель примуса "Шмель-4" стала настолько низкого качества, что спросом они просто не пользуются. Это всё только мои предположения. За рубежом новый "Phoebus 625" можно купить в магазине сейчас за 75 Евро, новый "Juwel 84" за 50 Евро, новый примус "Туристский" за 30 Евро. Похоже что все эти горелки повсеместно сняты с производства и распродаются старые запасы».

произвели в СССР

Касаемо подогревателя "Эвереста" — туристы им не пользуются, потому что он имеет керамический, а, значит — потенциально — бьющийся рассекатель. А без рассекателя — зачем он нужен? Был еще потуг создать двухконфорочный примус, но я такой только видел. Могу предположить, что он устойчивее, если вы сумеете найти ровное место, куда его поставить. Но это же так неудобно и угловато, особенно в рюкзаке. Да и греется он, небось, куда как сильнее. Хотя, еще раз повторю, что это — мои домыслы. Возможно, что я пристрастен. Правда, нигде я не видел, чтобы туристы на подобном готовили. Это — вариант, близкий к стационарному (гео-, архео-, палеонто-, или какая другая -логическая экспедиция). Нагреватель инфракрасный универсальный "ЭВЕРЕСТ".

Иногда на марене было и такое! В палатке ночью темно. Дежурные что-то в тамбуре колдуют. Затем захотели понежиться в тепле и занесли «Шмель» во внутрь палатки. Все тихо, спокойно. И вдруг? Крики, вопли. Ты высовываешься с палатки. Интересно все-таки! Что там такое. Ага! Хе! Хе! Соседи бачок Примуса перегрели. Подорвал предохранительный клапан. Струя огня бьет так, как будто огнемет делает зачистку на вражеской территории. Ругань несется по всей марене. Открывается с шумом вход в палатку и оттуда вылетает наш любимый Примус «Шмель». Его тушат снегом. И при этом ржут. Конечно, смеются те, кто не пострадал. В палатке разборки и знакомая фраза: «Мне спальник припалили, сволочи! Будете новый покупать!». Вот так вот и жили. Почему жили? Живем и сейчас. Горелки изобрели новые. А проблемы старые. И о них я Вам расскажу в следующий раз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector